Андриянычев А.Л., "Сервисное обслуживание...", доклад на конференции "ТрансЖАТ-2012"

Цель нашей компании - разработка, внедрение и сопровождение современных инновационных отечественных систем ЖАТ, конкурентноспособных и экономически выгодных, обеспечивающих безопасность движения поездов на магистральном и промышленном транспорте.

Организация и порядок выполнения работ по сервисному обслуживанию микропроцессорных устройств на железных дорогах РФ в основном уже определены нормативными документами. Это, в частности,  «Методические указания по техническому обслуживанию микропроцессорных систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики сервисным методом», утвержденные вице-президентом ОАО «РЖД» В.Б. Воробьевым 11 декабря 2009 года.

     Также существует ряд других базовых документов  правительства РФ и ОАО «РЖД», регламентирующих данные работы. Всего их более 2-х десятков, но для краткости приведу основные:
- «Межотраслевые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию оборудования телемеханики, сопровождению и доработке программного обеспечения», утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации от 16 января 2006 года № 22;
- «Нормы времени и нормативы численности на техническое обслуживание микропроцессорных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (МПЦ ЖАТ)», утвержденные ОАО «РЖД»  05.12.2006 г.;
- СТО РЖД 1.19.001-2005 «Средства железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и ремонта микропроцессорных устройств сигнализации, централизации и блокировки», утверждённый распоряжением ОАО «РЖД» №2133р  от 16.12.2005 г.;
- «Инструкция по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)» (ЦШ-720-09), утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» №2150р от 22.10.2009 г.

     Таким образом, организационная составляющая сервисного обслуживания микропроцессорных систем практически подготовлена, сейчас идет наработка практического применения, совершенствование технологии выполнения работ.
     Считаю, что в ЗАО «ВНТЦ «Уралжелдоравтоматизация» эта работа проводится довольно успешно. У нас создан сервисный центр из квалифицированных специалистов, которые периодически, согласно заключенных договоров выезжают на дороги для проведения сервисных работ. Разработан регламент проведения работ для устройств счета осей УКП-СО, наработан немалый опыт. Все работы проводятся по разработанному в соответствии с федеральными межотраслевыми нормами времени РФ перечню.

     По окончанию работ оформляется в 2-х экземплярах акт установленной формы, где подписываются руководители ЗАО «ВНТЦ «Уралжелдоравтоматизация» и ШЧ. К акту прилагаются два приложения – конкретный перечень проверенных объектов и перечень выявленных на них недостатков. Недостатки указываются только те, что невозможно сразу устранить в ходе сервисных работ. Это, как правило, отсутствие запасных частей и отступления от норм эксплуатации. Причем до 80% всех недостатков является отсутствие ЗИП. А это, как вы понимаете, не может не сказаться на надежности работы аппаратуры.

     Основные проблемы на сегодня:
1.    В перечень устройств, подлежащих сервисному обслуживанию из устройств, разработанных и внедряемых ЗАО «ВНТЦ «Уралжелдоравтоматизация» в настоящее время включено только УКП-СО - только устройства счета осей. Нет АПС-МП, МПАБ.
2.    Техническая учеба эксплуатационного штата. Почти 50% времени сервисного обслуживания приходится тратить на обучение электромехаников. А на специально проводимые курсы почти никто не приезжает.